Арбак Хачатрян: » Армения должна четко знать, кому может доверять»

Состояние эйфории,вызванное осушествленной в Армении бархатной революцией, постепенно стихает,уступая место ряду внешних и внутренних проблем. Революционные возвышенные «приливы» подходят к своему логическому завершению, плавно переходя в «отливы», в упадок, и передавая эстафету уже существующим проблемам.

Возобновленные санкции в отношении Ирана со стороны США после выхода последних из Ядерного договора, форс-мажорные ситуации в имеющем для Армении жизненно важное значение Верхнем Ларсе, парализующими нашу экономику «капризами» природы, а также периодически обостряемые воздействием некоей третьей силы армяно-азербайджанские и армяно-грузинские отношения, пусть пока и условно,обрисовывают крайне тревожные перспективы,о чем мы и побеседуем с экспертом-политологом Арбаком Хачатряном.

— Господин Хачатрян,считается,что предвидения в сфере политики крайне неблагодарное занятие.И все-таки, выдвинутые Вами в 2003-ем году прогнозы в отношении Сирии и Украины осуществились почти на 100 процентов.Интересно, что вы можете сказать по поводу развития процессов в Южно-Кавказском регионе. Как вы оцениваете сложившуюся ситуацию, и свидетелями каких развитий мы можем стать в ближайшем будущем?

— Проблемы,поставленные перед Арменией, и впрямь являются серьезным поводом для беспокойства.Карабахский конфликт,блокада,поиск жизненно необходимых альтернативных путей сообщений,ряд вопросов, связанных с энергоносителями,нерешенные задачи со странами-членами ОДБК. Это неполный список оставленных прежними властями нынешним в наследство проблем.Если быть кратким,то в настоящее время Армения пожинает нежелательные плоды политики прежних властей ставить собственные интересы выше проблем государственного значения.Пока армянские чиновники делали все возможное и невозможное для процветания собственного бизнеса, соседние страны в течение последних десятилетий занимались решением серьезнейших проблем стратегического значения. Ярким подтверждением сказанного может служить пример Грузии. Азербайджанские и турецкие капиталовложения в соседнюю Грузию создали благоприятную обстановку для развития взаимовыгодного сотрудничества.Вложенные средства буквально «пронизали» совершенно различные сферы деательности, в том числе и научно-образовательную, с логически вытекающими из этого последствиями.Сверхоперативную попытку азербайджанцев представить в выгодном для себя свете небезызвестные события в Караганде также нужно рассматривать с данной позиции.

Теперь о ближайшем соседе Армении-об Иране,очутившемся под гнетом санкций.Думаю,ни для кого не секрет,что подвергнутая блокаде со стороны Турции и Азербайджана Армения имеет лишь два пути сообщения с миром-через Иран и через Грузию. Соответственно, применяемые со стороны США санкции в отношении Ирана могут создать серьезные препятствия для развития армяно-иранских связей.Хотя, если учитывать то обстоятельство,что применяемые более трех десятилетий санкции в отношении столь идеологизированной и сплоченной страны как Иран не имели на нее ожидаемого влияния, а Азебайджан в свою очередь вовсе не против идеи вхождения в антииранский блок,тем самым становясь реальным плацдармом для осушествления в случае необходимости определенных действий, направленных против Ирана, то все негативные последствия этого в полной мере ошутит на себе Армения, страдающая отсутствием путей сообщения.Не секрет,что одним из главных препятствий развития экономики Армении являются дополнительные расходы на транспорт.Наши предприниматели производят на 25 процентов больше расходов для 15-20 отдельных видов товаров.И данный вопрос не представляется возможным разрешить из-за блокады Армении.Цены на перевозки с иранской стороны уже возросли,что создает невыносимые условия для армянских предпринимателей.

В свете осуществляемой в отношении Тегерана политики США,находящийся в непосредственной близости от Ирана Южный Кавказ,и Армения в том числе,приобретают особую важность.Американская сторона ожидает от Армении критических заявлений в адрес Ирана, а также содействия при проведении голосований относительно вопросов, связанных с Ираном в различных международных организациях. Тем не менее, все понимают, что очутившуюся в безвыходном положении Армению даже при большом желании невозможно обвинить в том, что она пытается сохранить хорошие отношения с Ираном. Во время официального визита советника президента США по воросам Национальной безопасности Джона Болтона армянская сторона четко заявила, что Иран имеет особое значение для Армении и политика РА в отношении Ирана обусловлена жизненной необходимостью.Вы спросите, а что надо было сделать,что так и не было сделано из-за некомпетентности армянских властей? Поскольку речь идет о целой нации, очутившейся на грани гуманитарной катастрофы,то необходимо было обратиться в ООН и другие правозащитные организации с требованием применения определенных мер, санкций в отношении подвергших Армению блокаде стран и возмещения убытков.А армянские дипломаты даже в случае применения санкций в отношении Ирана, должны были потребовать от США определенные «гуманитарные коридоры».

— Думаю, не лишним будет поговорить и о проблемах,связанных с «кислородным резервом» Армении-с Верхним Ларсом.Как известно, почти 80 процентов внешней торговли Армении осуществляется через территорию Грузии.Также мне хотелось бы поговорить о возможности перевозки товаров из Армении в Россию через территорию Южной Осетии и Абхазии в форс-мажорных обстоятельствах и о переговорах между Грузией и Россией.

— По моему глубокому убеждению, Армения обязательно должна стать участником данных переговоров. И это обязательное требование, которое должно быть представлено международным организациям, поскольку дело касается судьбы целой нации. Мы имеем дело с регионом с высокой степенью нестабильности. Иными словами, мы не можем становиться «рабами» договоренностей между Россией и Грузией, поскольку швейцарская мониторинговая компания SGS , осуществляющая контроль над грузоперевозками между Грузией и Россией по территории Абхазии и Южной Осетии, тоже не может гарантировать бесперебойную работу имеющей для Армении жизненно важное значение дороги.Выступление Армении в качестве одной из договаривающихся сторон обусловлено соображениями ее безопасности.По той же причине именно Армения должна требовать от различных международных инстанций и правоохранительных организаций в случае дестабилизации обстановки применить к нарушающей стороне соответствующие меры,таким образом компенсируя потери.

Россия и Грузия подписали договор о международном контроле над пограничными пропускными пунктами в рамках переговоров вокруг членства РФ во Всемирной торговой организации.Премьер-министр Грузии Гиоргий Квирикашвили выступая по данной теме в парламенте республики в ответ на попытку депутатов от партии «Обьединенное национальное движение» квалифицировать проект как «Акт непрямого признания статуса сепаратистских кругов Грузии» в часности подчеркнул,что это оставшееся от прежних властей наследство, а потом добавил, что это к тому же в интересах самого Тбилиси. Партия «Обьединенное национальное движение» категорически против активации прямых торговых связей с Россией, особенно по территории Абхазии и Южной Осетии. Данная партия выступает за укрепление связей с Турцией и Азербайджаном. Словом,таким образом Россия и Грузия совершили шаг, который не удавалось осуществить в течение долгих лет. Речь идет о возрождении заключенного еще в 2011-ом году договора о «Торговых коридорах» между Россией и Грузией. Кажется, что Москва и Тбилиси, обходя острые политические проблемы, решили сотрудничать в области торговли и дорог, в частности, в вопросе о перезапуске пропускных пунктов Роки и Псоу.

Тем не менее, учитывая тот факт, что в 2016-ом году товарооборот между Грузией и Россией возрос на 17 процентов и составил 800 млн. долларов, оба государства заинтересованы в том, чтобы иметь надежную сухопутную дорогу.19-ого декабря налоговая служба Грузии официально заключила договор со швейцарской компанией SGS. С момента заключения подобного договора Москвой и начнется его практическое применение.

Обобщая вышесказанное, еще раз повторю, что настаиваю на участии Армении в качестве договаривающейся стороны, так как рассматриваемая проблема непосредственно касается безопасности армянской нации. Еще во Всеобщей декларации прав человека, принятой 10-ого декабря 1948-ого года, записано, что «в основе свободы, справедливости и мира во всем мире лежит признание достоинства и равных неотьемлемых прав, свойственных всем членам человеческой общности», что «крайне необходимо властью закона защищать права человека, чтобы он не прибегал к протесту против тирании и насилия как к крайней вынужденной мере»…

-Мой последний вопрос, господин Хачатрян, касается непонятных для многих процессов, происходящих внутри ОБДК. Интересно услышать вашу точку зрения.

-По-моему, пришло время разьяснения проблем, связанных со взаимными обязательствами стран, членов организации. Мне, как и многим, интересно знать, каким образом получается, что страны, члены ОБДК созывают собрание с целью обсуждения вопроса о замене Генерального секретаря- вопроса второ-, третье-, если хотите стостепенной важности, в то время как непрекращающиеся, ставшие периодичными приграничные обстрелы со стороны соседнего государства союзнической страны, входящей в состав организации, человеческие жертвы, по непонятным причинам остаются вне поля зрения данной организации.

Мы хотели бы получить четкие разьяснения. Как в прошлом, так и сейчас Армения доказала, что является надежным союзником, чего, увы, нельзя сказать о некоторых членах ОДБК, продающих оружие нашему противнику. Следовательно, надо уточнить, союзники мы или нет. Если да, то мы обязаны выполнять все взятые на себя обязательства. Мы должны четко знать, кому мы можем доверять, а кому -нет. Представьте на миг, как бы отреагировал НАТО на обстрел одной из стран, входящих в его состав…Ест над чем подумать, не так ли?..

Беседу провел Ваан Зарьян

Оригинал — здесь

Источник: newizv.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Чтобы иметь возможность оставлять комментарии, вы должны войти.