Ускользающая империя: Россия ищет себя за своими пределами

Кремль занят транзитом российской Системы из региональной в мировую, в глобальную платформу присутствия, просачивания и влияния в любых регионах мира

Очень любопытный пост оставил в ФБ аналитик Глеб Павловский:

«Важная для меня гипотеза про транзит. Пока лишь гипотеза Я поделюсь мыслью или догадкой, которая все чаще одолевает меня при наблюдении за Системой власти в стране. Я стал сомневаться в том, что правильно видел тот транзит путинской власти, о котором многими, да и мной столько сказано. Согласные с тем, что кремлевский режим входит в полосу транзита, допускают две ключевые ошибки. Приписывают Кремлю внутриполитические приоритеты и видят в Путине двигатель российской политики.

Оба подхода ложны. Кремль поглощен другим делом — транзитом российской Системы из региональной в мировую государственность. В глобальную платформу присутствия, просачивания и влияния в любых регионах мира. То, что мы видели в Донбассе, в Сирии или в ЦАР — не эксцесс личной власти. Это и есть модель nation building (национльное строительство, — прим.ред.) России. Это можно назвать развитием «снаружи вовнутрь». Поиск разными отрядами людей (не обязательно ЧВК «Вагнер» или ольгинскими троллями) пределов мировой проницаемости — а она действительно велика. Внутреннее развитие теперь маловажно, его оставили на попечение пропагандистов, ФСБ и налоговиков. Основным стало мировое, но странное, аномальное мировое.

Система РФ выстраивает себя по лекалам мировых мечтаний. Что Путин искал на Мадагаскаре? Что ищет в ЦАР? Что в ЮАР и в Судане? Кому нужна эта душная многолетняя бесперспективная возня с Украиной? Возня, которая втягивает людей обеих стран, отбивая в них чувство родины и границы. Пять лет назад ради минутной (черной!) мировой славы Россия надолго поставила под вопрос свои государственные границы.

Сегодня под вопросом и ее гражданство. Сперва раздаем паспорта русскоговорящим Донбасса лишь за то, что те не говорят по-украински. Далее, естественно, их семьям. И далее, и далее — всем, кто родился в Крыму. Или оттуда уехал, или просто туда заезжал… Стирается понятие о национальном гражданстве как таковом. Но и это естественно, раз Система строит себя снаружи вовнутрь. Она гражданин мира, яростный заблудший космополит…»

***

Эту гипотезу прокомментировал в своем блоге политолог Илья Гращенков:

«Почему Россия ищет себя за своими пределами? Мне кажется, что Россия – это не совсем страна или государство, в привычном смысле слова. Революция 1917 года сделала из Российской Империи (классической монархии) совершенно новую форму политической организации общества. Первоначально новая страна задумывалась как плацдарм для мировой революции, но после знаменитого XIV съезда претерпела некоторую реставрацию, получившую название «строительство социализма в отдельно взятой стране».

Но сути дела это не изменило. Новообразованный СССР все же стал головной организацией по экспорту «революций» в постколониальные страны. Проблема же в том, что изначально променяв идею революции на ее аппарат (заменив цель – процессом), новая страна стала воспроизводить эти реплики самой себя с уже заложенной и постоянно эволюционирующей ошибкой. Как раковая клетка (которая есть мутация в геноме) ошибка, допущенная в этом «коде революции» привела к ее логичному финалу в подавляющем большинстве стран. На сегодняшний день даже число стран-симуляторов социализма, можно перечесть на пальцах одной, ну пусть двух, рук.

Но так не в социализме дело. СССР экспортировала не столько систему управления или комплекс идей, даже не любимую Хаусхофером и евразийцами геополитику. Как любой живой организм СССР искал способ для выживания и потому старался оплодотворить собой любую доступную для того территорию. Но получилось еще лучше. Параллельно с бессознательным государства эту же функцию стали выполнять и отдельные ее граждане. Массовая миграция советских граждан, сначала в Израиль и США, а затем в Европу и по всему миру породила экстраординарную модель (позже ее назовут «русским миром», но в реальности так никто до сих пор и не поймет, что это за мир такой).

Суть ее в том, что русский, как некогда еврей, стал понятием интернациональным, т.е. лишенным конкретной пространственно-географической привязки. Русская мафия в США (наравне с итальянской и ирландской), русский бизнес, русские немцы, русские евреи, русские программисты – все это дефиниции, не имеющие прямого соотношения с государством Россия, но несущие в себе определенный революционный «геном».

Обилие условно-русских в мире, причем не сбивающихся в диаспоры, а ведущих пространственную экспансию, породили некую форму «ускользающей империи», по примеру той, какую в свое время построили европейские евреи. Таким образом, на карте мира можно начертить условную карту Реальной Российской Империи, которая будет похожа на кусок швейцарского сыра – многочисленные дырки-эксклавы «русских интересов». В чем состоят эти интересы, разумеется, никто не знает и знать не может. Как вопрошал в свое время один из героев пелевенского «Generation П»: «Но ведь не могут за бабками стоять просто бабки?». Но точного ответа на этот вопрос пока никто так и не получил.

Так вот именно ответа на него и ищет Россия современная. Российская Федерация пытается слиться воедино с Реальной Россией, глобальным субъектом действия. «Я» и «Другой» стараются найти друг друга и слиться воедино. В данном случае – реальная страна (со всеми этими нищими пенсионерами, уродливыми пятиэтажками и автомобилями ВАЗ типа «шестерка») и та Россия, которая придумала саму себя через медиа, прекрасная, богатая, высокотехнологичная, культурная, одним словом Священная Россия, Небесный СССР. Как и любая реальность стремящаяся отождествиться с вымыслом (прекрасным вымыслом) она не боится погибнуть на пути к этому миражу.

В этой чехарде иллюзий русские мерещатся везде – вот наши избираются в кнессет Израиля, а вот наши русские домохозяйки говорят своим немецким мужьям, за кого голосовать на выборах, зять Рыболовлева баллотируется на пост президента Уругвая. И в основе всего этого – ленинский аппарат (через сто лет ставший программой), тот бесконечный процесс, который был заложен в русского человека революцией, который выгнал его за пределы и до сих пор гонит во вне, питая ностальгией (образом прекрасного) и не давая вернуться обратно, пугая образом ужасной реальности.

Русский за рубежом, как в фильме «Окно в Париж», терзаемый тоской по березкам, но невозвращаемый обратно персонаж, сам становится порталом в альтернативную реальность. Он формирует вокруг себя миф о той России, что привиделась ему в ностальгическом сне, но пугается соприкоснуться с Россией реальной, так как это касание разрушит хрупкую структуру видения. Там – пассионарии, здесь – пенсионеры. В общем, этой первый во всемирной истории случай, когда эмигрировать само из себя старается государство. А вы говорите конец истории…»

Читайте Новые Известия в официальной группеСледите за самыми важными новостями региона в ленте друзейFacebookВКонтактеTwitterОдноклассники

***

А публицист Дмитрий Петров отозвался на гипотезу Павловского стихами Майяковского:

«Глеб Павловский, думаю, прав: Кремль занят транзитом своей Системы в мировую государственность. Удивительный политический визионер — поэт Маяковский — ярко, бодро и тревожно писал об этом еще в 1920 году:

«…Пропала Россеичка!

Загубили бедную!

Новую найдем Россию.

Всехсветную!

Иде-е-е-е-е-м!

Он сидит раззолоченный за чаем с птифур.

Я приду к нему в холере.

Я приду к нему в тифу.

Я приду к нему, я скажу ему:

Вильсон, мол, Вудро, хочешь крови моей ведро?»

Источник: newizv.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Чтобы иметь возможность оставлять комментарии, вы должны войти.