Прогресс vs катастрофа: в чем разница между европейским и русским сознанием

Европейское сознание воспринимает жизнь как постоянный прогресс и улучшение а сегодняшний день — как ступеньку, ведущую от прошлого к будущему; тогда как русское сознание воспринимает жизнь как непрерывно длящуюся катастрофу, а сегодняшний день — как обрыв

Очень интересный пост по поводу реакции мировой общественности на пожар Собора Парижской Богоматери оставил в ФБ журналист Остап Камроди:

«Наблюдаю в своей ленте возмущение и ужас в связи с высказыванием Макрона о том, что собор восстановят так, что он станет ещё лучше, и последующим заявлением премьер-министра Франции Эдуарда Филиппа о намерении объявить архитектурный конкурс с тем, чтобы решить, нужно ли восстанавливать шпиль Нотр-Дама и, если нужно, то в каком именно виде.

Несколько недель назад я наблюдал те же самые эмоции в связи с завершившейся реконструкцией знаменитых астрономических часов на башне пражской Староместской ратуши. Для россиян и многих русскоязычных пражан стало полным шоком то, что после реставрации часы приобрели несколько другой, непривычный вид — были немного изменены цветовая гамма и отдельные элементы дизайна. Люди призывали немедленно спасать часы от реставраторов, писать петиции, срочно делать хоть что-нибудь!

Для меня и то и другое — лучшая иллюстрация разницы между русским и европейским сознанием. Европейское сознание воспринимает жизнь как постоянный прогресс, улучшение и развитие, хотя, конечно, и с регулярными провалами, куда ж от них деваться, а сегодняшний день — как ступеньку на лестнице, ведущей вверх от прошлого к будущему.

Русское сознание воспринимает жизнь как непрерывно длящуюся катастрофу, а сегодняшний день — как обрыв. За спиной — Золотой век, который уже никогда не вернется, впереди — зияющая бездна. Золотой век при этом у каждого свой: у кого-то это Российская Империя конца 19-го начала 20-го века, у кого-то ельцинские 90-е, у кого-то сталинский СССР. Бездна у всех тоже выглядит по-разному. Но ощущение, что мы на краю и надо срочно вернуться куда-то назад, в общем одно на всех. Для русского человека сейчас, конечно, не самый прекрасный момент — раньше было наверняка лучше. Но почти все изменения — в законах, ландшафтах, архитектуре — наверняка будут к худшему. Если что-то меняют, то это наверняка испортят. В общем, это вполне обоснованная позиция — в России всё приблизительно так и работает.

Но в Европе это не так.

Собор Парижской Богоматери строился 200 лет, с середины 12-го по середину 14-го века, и его концепция все эти годы непрерывно менялась. Потом, когда он уже был построен в готическом стиле, время готики закончилось, и начался ренессанс, а потом барокко. Весь 15 и 16 век в соборе меняли разные мелочи и не мелочи в связи с новыми представлениями о прекрасном. В эпоху Просвещения это тоже не остановилось — в Нотр-Дам вносили существенные изменения в 1699, потом в 1756 и снова в 1845-1864. Последние изменения, кстати, включали изменение шпиля.

Читайте Новые Известия в официальной группеСледите за самыми важными новостями региона в ленте друзейFacebookВКонтактеTwitterОдноклассники

То же и с пражскими башенными часами. После их установки в 1410 году их дизайн изменялся в 1473, в 1659, в 1787, в 1866 — когда дизайн часов изменился очень сильно и они приобрели нынешний «средневековый» вид. И это только большие изменения, маленькие происходили значительно чаще. Так, в 1880 на часах появился золотой петух, которого там до этого не было, в 1912 изменился вид окошек, в результате послевоенной реконструкции 1948 поменялись фигуры апостолов, а в 1978 — циферблат. Нынешняя реконструкция (которая очень долго предварительно обсуждалась историками, архитекторами и часовщиками), кстати, убирала с циферблата изображение континента Америка, которого в 1410 году там наверняка не было — хотя реставраторы и признают, что вернуть часы к состоянию 1410 года в любом случае не удастся, во-первых, потому что никто в точности не знает, как они тогда выглядели, а во-вторых, потому что с них пришлось бы демонтировать все дополнения 18-19 веков, которые составляют уже больше половины их привычного дизайна.

Нет никакой причины считать, что то, что нам досталось сейчас, является вершиной совершенства, все мелкие детали которой нужно сохранить любой ценой — иначе приключится катастрофа и мы лишимся культурного наследия. Это культурное наследие непрерывно создаётся столетиями, оно всё время меняется, и глупо думать, что необходимо навсегда зафиксировать именно изменения 1864 (Париж) или 1866 (Прага) года. Вчерашний день имеет ничуть не большую ценность, чем позавчерашний или позапозавчерашний — или завтрашний или послезавтрашний. Нотр-Дам следующие 5 лет будет меняться и не станет от этого менее настоящим. Он настоящий всегда, в каждый конкретный момент. Перестаньте паниковать. Французские пожарные сделали свою работу на отлично, французские реставраторы и архитекторы тоже смогут справиться со своей…»

Этот пост прокомментировал политолог Василий Жарков:

«Да, разница в сознании указана верно. Главное отличие: с одной стороны, рационализм Нового времени, родиной которого как раз является Франция, с другой — мифологическое восприятие мира, где наша жизнь не просто дорога к апокалипсису. Не менее важно, что согласно взгляду московита, скрывающегося теперь и под личиной «русского европейца», все, что происходит, должно иметь четкие и понятные архаическому созданию «высшие» причины и последствия. Отсюда ясность причины пожара: его подожгли чужие, они же враги. В наши дни это мусульмане, 100 лет назад были бы евреи. Как подожгли? Нужны доказательства? Да ни в коем случае: фактом своего присутствия в нашей жизни другие уже во всем виноваты, привет «каждому пятому Мухаммеду» в исполнении Ксении Собчак. С виновным значит разобрались, теперь про «знамение», не может же пожар случится просто так! Случайности нет места в подобной картине мира. Понятное дело, это знак, что надо «вернуться к традициям предков», опять же к утраченному «золотому веку», иначе «последние времена грядут». Каждое новое поколение русских переживает свой «закат Европы», ну да, история же циклична ))). Что особенно печально, все это несется из Москвы сегодняшней, в 21-м веке, по новейшим средствам коммуникации! А такое впечатление, что мы все здесь во временах Алексея Михайловича плотно засели…»

Источник: newizv.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Чтобы иметь возможность оставлять комментарии, вы должны войти.