Киевский аналитик — о выборах: один популизм проиграл другому

В целом, результаты этих выборов ничего не изменят в стране, поскольку подавляющее большинство голосов в них вновь набрали олигархи, либо кандидаты от различных олигархических групп

Короткий, структурированный и исчерпывающий анализ первого тура украинских выборов сделал в ФБ украинский аналитик Юрий Христензен.

ЧТО ПРОИЗОШЛО?

На этих выборах популизм обещаний и угроз проиграл популизму нарративов. Кандидаты, которые с позиции взрослого обещали одеть, обуть и защитить избирателя-ребенка, проиграли кандидату, который противопоставил себя взрослым дядям и тетям. Он обратился к избирателю, как ребенок к ребенку, и рассказал сказку о том, как они вместе построят в детсаду свое светлое справедливое будущее.

ЧЕГО НЕ ПРОИЗОШЛО

Больше ничего необычного не произошло. В топ первого тура вышли кандидаты нескольких олигархических групп, которые с помощью президентских выборов планировали усилить свою переговорную позицию при распределении украинской собственности и финансовых потоков. Две олигархические группы вышли в финал, а еще несколько создали задел на парламентские выборы.

ЧТО ПРОИЗОЙДЕТ

В штабах кандидатов внимательно изучат опыт первого тура и запустят в телеэфир новые целостные истории. Выборы начнут напоминать советскую передачу «В гостях у сказки». Потом популизм нарративов набьет у избирателя такую же оскомину, как до этого популизм обещаний. Все это время олигархические группы в Украине будут продолжать делить собственность и финансовые потоки.

ЧЕГО НЕ ПРОИЗОЙДЕТ

Не изменится поведение украинских избирателей, олигархов и финансируемых ими политиков, пока в этой цепочке не появятся новые политики, финансируемые избирателями. Причем, это не только деньги, но и участие граждан Украины в политической жизни своей страны. До тех пор, пока избиратели будут нанимать менеджеров для управления своими госактивами на основе сказок, ничего хорошего не произойдет.

ЧТО ДОЛЖНО ПРОИЗОЙТИ

Необходимо создать новое предложение на украинском политическом рынке и сформировать на него спрос. Политика нарративов упрощает эту задачу, потому что создание сказки и вовлечение в нее избирателей дешевле рекламы по телевизору и сотен тысяч билбордов по всей стране. Для этого придется обратиться к избирателю, как к взрослому, решить проблему безбилетника и множество других сложных проблем.

ВСЕ ПРОПАЛО!

Гоните в шею сторонников этой теории. Стабильность в Украине держится на балансе интересов между сословными группами. После выборов меняется сила переговорной позиции представителей правящего сословия и ищется новый баланс интересов. Эти выборы не станут исключением, потому что 90+% голосов в них набрали олигархи, либо кандидаты от различных олигархических групп.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Ура, мы победили! — кричали воспитанники детского сада, прыгая на очередных граблях. — Теперь нам будут разрешать ковыряться в носу и выдавать сгущенку по первому требованию!

Во-первых, еще не победили. Тридцать процентов в первом туре недостаточно для победы во втором. Сейчас взрослые начнут торговаться за семь из десяти голосов, которые достались другим кандидатам. Во-вторых, сгущенку могут отдать не вам. На нее уже выстроилась очередь из желающих. Не исключено, что через пол года принц опять превратится в Золушку, а карета в тыкву, как после всех предыдущих выборов.

***

Впрочем российский журналист Михаил Пожарский не согласился с оценкой выборов, как популистских, назвав программу победителя первого тура неолиберальной:

«Комментировать украинскую политику — дело еще более токсичное, чем комментировать феминизм. Поэтому я совсем чуть-чуть. Взглянем на программу Зеленского:

— Амнистия для бизнеса за 5%- Замена налога на прибыль налогом на вывод капитала- Переход к накопительной пенсии- Переход к страховой медицине- Ваучеры для оплаты учебы- Монетизация льгот и пособий

То есть, сугубо по экономической части программы тут натурально «неолиберализм» расправил плечи, Тэтчер и Рейган коварно улыбаются с того света. Социальная повестка, конечно, тоже есть, но в умеренно-адекватном виде (например, в виде льготных кредитов на жилье).

На программу кандидата Зеленского стоит обратить внимание кандидату Навальному, который убедил себя, будто публике в России необходима «социальная повестка» в виде обещания бесплатных слонов и МРОТ в 25 тыс.

Не думаю, что психология в Россия в этом плане сильно отличается от Украины (ох сейчас начнется). Нет никакого запроса на патернализм. Люди отлично голосуют за кандидата с программой, будто списанной из книг Фридмана.»

Однако его комментаторы дружно возразили: предывборные программы если кто и читает, то только политологи, а простые избиратели — никогда в них не вникают, они, что называется, «голосуют сердцем»…

Источник: newizv.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Чтобы иметь возможность оставлять комментарии, вы должны войти.